Welcome, Guest
Main » Articles » Teacher development » Teacher development

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Элеонора Очеретная

Криворожский национальный университет

Соловьева Н.Д.

УРОВЕНЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 

Профессиональная компетенция - определенные познания, опыт личности в рамках профессиональной деятельности. Уровень профессиональной компетенции определяют успешность процесса обучения иностранному языку учащихся школы, и является условием повышения качества образования.  К профессиональной компетенции мы относим профессиональную подготовленность, которая включает в себя следующие профессиональные умения:

§  проектировочные (умения спланировать любой вид работы);

§  адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях);

§  организационные (умения организовать любой вид работы);

§  мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности);

§  коммуникативные (умения общаться на уроке и вне его);

§  умения контроля и самоконтроля;

§  познавательные (умения вести исследовательскую деятельность);

§  вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, и т.п.)[5].

Уровень сформированности указанных выше умений и является основным показателем профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Основные педагогические умения, выявленные в результате функционально-структурного анализа педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков), включены в Профессиограмму учителя иностранного языка (Е.С.Рабунский, К.И.Саломатов, С.Ф.Шатилов). Эти умения рассматривались и в связи с методической подготовкой будущего учителя иностранного языка (Р.Н.Герасимова, И.А.Зимняя, И.В.Лабутова, С.Я.Ромашина, Л.В.Тазьмина, Н.В.Языкова и др.)

Можно  выделить следующие этапы формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: этап учебной деятельности в вузе, этап педагогической практики и этап собственно профессиональной деятельности по окончании вуза. 

Профессиональные умения формируются уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ  профессиональной компетентности, то развития и совершенствование профессиональных умений, прежде всего, зависит от личности учителя от его желания совершенствоваться.

Целью данной статьи является определение уровня сформированности умений у учителей английского языка, слушателей курсов повышения квалификации, как показателя продуктивной деятельности учителя и учеников на уроке английского языка.

Нами на протяжении 4 лет (2008г. - 2012г.) проводилось  анкетирование учителей английского языка с целью определения уровня  сформированности профессионально-методических умений. В анкетирование приняли участие  учителя курсов повышения квалификации, имеющих в основном высшую категорию и стаж работы в школе от 14 до 23 лет.  В анкету вошли вопросы, касающиеся самооценки некоторых профессиональных умений, а именно  умений планировать, применять свой план в конкретных учебных условиях,  организовывать и мотивировать учащихся к учебной деятельности.  Учителям предлагалось выбрать подходящие варианты ответов или ответить на вопросы анкеты. Анкета выглядит следующим образом:

1 Разрабатываю план к каждому уроку:

1) всегда

2) иногда

3) нет

2. Как часто отступаете от разработанного плана урока?

1) часто

2) иногда

3) никогда

3. Предусматриваете ли вы трудные ситуации, которые могут возникнуть на уроке?

4. Назовите ситуации, из которых Вы затрудняетесь найти выход.

5. Назовите приемы, которые Вы используете для мотивации деятельности учеников на уроке.

6. Как Вы оцениваете себя как профессионала?

1) на уровне знаний

2) на уровне навыков

3) на уровне мастерства

7. Что Вам необходимо для повышения мастерства?

По результатам анкетирования  20% учителей  не разрабатывают планы уроков,  80% учителей готовят планы уроков,  но все же  65 % учителей обычно отступают от плана во время уроков. Основными причинами для изменения хода запланированного урока даже для  опытных учителей является дисциплина учеников на уроке и необходимость повторного объяснения сложного материала.  Проблема дисциплины в классе обычно  актуальна для молодых учителей и значит причины, указанные выше, свидетельствуют  о низком уровне сформированности организационных умений у учителя. Организационные умения играют в процессе управления обучением важную роль. Они предполагают выбор оптимальных способов организации деятельности учителя и  учащихся, с целью наиболее эффективного усвоения материала.

  Организационные умения включают в себя:

§  умение устанавливать, регулировать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами, создавать благоприятный психологический микроклимат.

§  умение организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке;

§  умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности учащихся

§  умение поддерживать высокий уровень мотивации, стимулировать интерес, инициативу и творчество  учащихся, используя разнообразные формы и режимы работы;

§  умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся на занятиях;

§  умение ориентироваться в изменившихся условиях, проявлять выдержку, уверенность в своих действиях и осуществлять психологическую самокоррекцию, перестраивая свое поведение в затруднительных, конфликтных ситуациях [1].

Понятно, что при плохой дисциплине учащихся научить их чему-то практически невозможно. Ведь даже хорошо подготовленный урок не принесет никакой пользы, а учителю радости, если на уроке не будет хорошей дисциплины. Под «хорошей дисциплиной» следует понимать активную работу всех учеников, не мешая другим, и выполнение всех требований учителя по выполнению заданий. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а со способностями учащегося. В результате — неуспех, тревожность, эмоциональный срыв и ученика и у учителя.

Хорошая дисциплина зависит от многих фак­торов: от того, как учитель подготовился к уроку, как организовал урок, какие приемы используются, какой темп урока и как учитель ведет себя на уроке. Ниже даны некоторые рекомендации как добиваться хорошей дисциплины на уроке иностранного языка и тем самым повышать уровень организационных умений.

Аннотация. Статья посвящена вопросам уровня профессиональных умений как показателя профессиональной компетенции учителя иностранных языков. Автор раскрывает значение дисциплины как одного из главных организационных умений. В статье представлен перечень рекомендаций как добиваться «хорошей дисциплины» на уроке иностранного языка и тем самым повысить уровень организационных умений. Особое внимание обращается зависимости профессионального мастерства от уровня владения организационными умениями. На основе полученных результатов определяется уровень профессионального мастерства учителей иностранного языка.

Литература:

1.   Алеева Э. Г. Организаторские умения учителя иностранного языка на уроке (Электронный ресурс) / Э. Г.Алеева. – режим доступа : festival.1september.ru/articles/628464/

2.   Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Арти, 2004. - 192 с.

3.   Каруна О.Ю.   Доклад на педсовете по теме:«Современный урок английского языка и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению» (Электронный ресурс)/ О.Ю. Каруна. – режим доступа:http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/doklad_sovremennyy_urok_i_masterstvo_uchitelya_karuna_2012.doc.

4.   Пассов Е. И. Программа - концепция коммуникативного иноязычного образо-вания: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур 5-11 классы/ Пассов Е. И. - М.: Просвещение, 2000.- 62 с.

5.   Пшеничнова С. Н. Развитие организационных умений как компонентов профессионального мастерства учителя иностранного языка : Дис. ... канд. пед. наук : Елец, 2004. -  154 c.

  1. Needs focused lessons. Sample pack (Электронный ресурс). – режим доступа: http://www.classroom-management-success.org/support-files/funlessonactivities.pdf.

Category: Teacher development | Added by: taurus (26.02.2013)
Views: 1952 | Comments: 1 | Rating: 0.0/0
Total comments: 1
1 kuntso  
0
Какими качествами и умениями должен обладать профессионально компетентный учитель иностранного языка?

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]